Site map
Search
 



           rus / eng
aviafilm products news articles contacts
   

Во имя без ума

Болотов А.С.

Что такое авиашоу? Да прежде всего это праздник. Праздник для конструктора. Демонстрация перед широкой публикой результатов долгих, кропотливых трудов, сомнений и терзаний творца. Праздник для летчиков. Редкий случай, когда можно ощутить себя шоуменом, любимцем публики, по праву снискать в глазах одних зависть, других – восхищение. Это уникальная возможность для рядового посетителя очно стать свидетелем того, как на глазах рождается чудо полета. Или погибает...

Воздушные праздники ведут расплывчатые нити своих истоков из самых первых попыток покорить неведомую доселе стихию. И это понятно – демонстрация любой технической новинки в те далекие времена вызывало более чем живой интерес и неизбежно собирало несметную толпу любопытных. Вместе с первыми воздушными праздниками из тех же глубин истории произрастают и корни первых происшествий на самих этих праздниках.

Сперва нелепые конструкции, вопреки законам аэродинамики, пытающиеся «вслепую» взмыть в небо, позже – миниатюрные бипланы и причудливые легкие ферменные самолеты – один за другим разбивались о земную твердь, вызывая у кого из публики огорчение, недоумение, а у кого и неподдельную радость – противников авиации на первых порах было хоть отбавляй. Тем не менее, вопреки бдениям последних, авиация получила колоссальное развитие и прочно закрепила свою немаловажную роль в жизнедеятельности человека, а авиационные праздники стали одними из самых популярных и зрелищных мероприятий. Последствия катастроф возросли пропорционально.

Америка! Что в слове тебе том, американец. И он ответит... Впрочем, думаю, не стоит уточнять, что именно. С таким же блеском в глазах, гордостью и непобедимой верой в превосходство над остальными говорило старшее поколение о Советском Союзе.

Парады военной техники, в том числе и авиационной, в СССР долгое время были одним из самых популярных методов повышения уровня общенационального самосознания.

Очередным детищем эпохи советского монументализма стал новый, поражающий воображение своими размерами самолет Андрея Туполева АНТ-20.

Он строился на собранные по подписке народные средства – более 6 миллионов рублей, и планировалось его использовать в целях наглядной агитации. На борту гиганта располагалась типография, обеспечивающая во время полета печатание нескольких тысяч листовок, оборудование и лаборатория для отработки отснятого материала, кинопроектор с экраном, а также громкоговорящая установка «Голос с неба» для вещания с борта во время полета и аппарат, с помощью которого предполагалось на облака проецировать световые лозунги. В общем, перелетный агитпункт, да и только. Самолет получил даже имя собственное – «Максим Горький» – в честь официально признанного «буревестника революции».

В первый полет исполин отправился 17 июня 1934 г. Уже через 2 дня, во время чествования челюскинцев, «Максим Горький» в сопровождении истребителей прошелся над Красной площадью.

На демонстрационный полет 18 мая 1935 г. запланировали эффектный аттракцион – параллельный контрастный полет с истребителем. АНТ-20 на фоне малыша И-5 смотрелся бы еще более впечатляюще.

За штурвалом истребителя летел Николай Благин. Неожиданно для зрителей И-5 начал выполнять рискованные эволюции, описывая подобие мертвой петли вокруг крыла АНТа. По своей ли инициативе, или получив приказ свыше, от того рода начальников, что, толком не разбираясь в авиации, заботились лишь о пущей эффектности – неизвестно. Однако уже на третьем витке рискованная игра закончилась. И-5 врезался в крыло «Максима Горького» и застрял в нем. Поврежденный ударом гигант начал разрушаться, перешел в пике и рухнул. В катастрофе погиб не только незадачливый трюкач, но и все, летевшие на борту АНТа – 47 работников ЦАГИ, за участие в создании исполинского самолета премированные воздушной прогулкой, и весь экипаж – 11 человек.

Расследование причин трагедии зашло в тупик. Благин, по отзывам коллег, был опытным и не склонным к риску летчиком-испытателем, и по своей инициативе вряд ли пошел бы на авантюру. «Руководящие пожелания» на трюкачество вокруг АНТа если и имели место, то лишь в устной форме. Лиц, их высказавших, никто, по сути, не искал. Через несколько лет после катастрофы в эмигрантской прессе всплыло якобы предсмертное письмо-воззвание Благина, в котором он предупреждал о готовящемся им теракте – уничтожении самолета «Максим Горький» – и призывал бороться с властью коммунистов. Однако письмо это, скорее всего, обычная фальшивка.

По установившейся уже в те годы традиции списывать катастрофу на погибшего летчика, виновным все же признали Благина – как сказано в выводе следственной комиссии, «безответственного воздушного хулигана».

Таким образом, стремление возвысить мощь державы в сознании народа обернулось не только большими людскими жертвами, но и своеобразным крахом внушенной ранее уверенности в непобедимость и превосходство советской науки и техники, что заметно покачнуло авторитет СССР в глазах не только мирового сообщества, но и своего собственного народа.

(В статье использованы материалы книги «100 великих авиакатастроф» под редакцией И.А. Муромова, Вече, 2003 г.)

Каталог ссылок
RuList.info
 



 


 


Архив
2007
2006
2005