Site map
Search
 



           rus / eng
aviafilm products news articles contacts
   

Смотрите, смерть!

Болотов А.С.

Авиашоу – это отличная реклама. Это редкое, в силу своей дороговизны, но очень красочное зрелище, неизбежно привлекающее несметное количество представителей СМИ, от которых рябит в глазах. Вечерние выпуски телевизионных новостей и первые полосы утренних газет кишат свежими увлекательными репортажами.

На летном поле собираются тысячи жаждущих воочию лицезреть диковинное представление. Задравши головы к небу, они могут часами любоваться красотой и грациозностью техники, мастерством летчиков, выписывающих над их головами безумные трюки.

Кто мог предугадать, что небо обрушит на их головы огненную смерть?

Показательные полеты на праздниках авиационной техники – это не только демонстрация летных качеств самой техники, но и индикатор мастерства пилотов. Стремление выступить лучше, эффектнее, в условиях живой конкуренции, придает летчикам весомый стимул к совершенствованию уровня мастерства, а в условиях мирного времени – это, пожалуй, единственная возможность отработки навыков техники полета.

Первый послевоенный авиасалон в Фарнборо, в сентябре 1952 года. Вниманию публики был предложен новейший реактивный истребитель DH.110. Тест-пилот фирмы «Де Хевиленд» Джон Дерри разгонял самолет до сверхзвуковой скорости и пикировал в направлении стоящих у летного поля зрителей. Видно, дабы поразить слух неискушенной еще толпы ревом реактивных движков и мощью сверхзвуковой ударной волны.

Рискованный полет окончился трагедией. Не успев выйти из пике, самолет из-за перегрузок вдруг начал разваливаться на куски. Обломки, словно гигантская шрапнель, изрешетили толпу. 28 зрителей погибло на месте, еще 69 – тяжело ранено. С тех пор во всем мире было принято жесткое правило – во время демонстрационных полетов самолеты ни в коем случае не должны направляться в сторону зрителей.

Выступление пилотажных групп (так называемый групповой пилотаж)– пожалуй, самая увлекательная часть любого авиационного мероприятия. Дух захватывает при виде отточенного синхронного выполнения фигур высшего пилотажа. В небе царят настоящие асы, которые владеют машиной, словно собственным телом. Легкость выполнения ими сложнейших каскадов фигур обманчива – слетанность и непринужденность в воздухе даются многими часами изнурительных тренировок и тщательной подготовкой каждого вылета на земле. Любая оплошность в этом деле неизбежно заканчивается трагедией.

Одной из групп, чьи выступления всегда признаются самыми зрелищными и эффектными, уже много лет является итальянская «Фрече Триколоре». 28 августа 1988 года пилотов этой группы пригласили продемонстрировать свое мастерство на воздушном празднике в германском местечке Рамштайн. «Изюминкой» их выступления был редкий по красоте и, одновременно, степени риска так называемый «роспуск». Десятка самолетов разделяется на две группы, затем обе они «клином» несутся навстречу друг другу. При этом отделившийся от одной из групп истребитель проскакивает прямо под сходящимися «клиньями». Это маневр требует очень точного расчета, управления с земли и безупречной техники пилотирования.

И вот, когда две группы итальянской десятки разошлись, выходящий из пике пилот, которому предстояло пройти ниже всех, отклонился от заданной траектории. И буквально через мгновение столкнулся с машиной ведущего группы. Того отбросило на самолет ведомого. Три машины на огромной скорости врезались в толпу зрителей.

60 человек, включая пилотов, погибли прямо на месте. Еще 10 скончались от ран и ожогов в больнице. Потрясенные происшествием, немецкие власти вообще запретили проведение воздушных групповых демонстрационных полетов над территорией Германии.

Катастрофа произошла. О чем теперь думают организаторы, гарантировавшие безопасность и высокую организованность выступлений?

Что чувствуют журналисты, выполняющие свой профессиональный долг?

Что чувствуют люди, пришедшие на шоу, привлеченные красочным представлением, ставшие участниками трагедии, потерявшие своих родных и близких? Кто из них рискнет снова поставить жизнь под угрозу? Кто успокоит поселившийся отныне страх внутри и вновь поднимет голову навстречу летящей опасности?

27 июля 2002 года. Красным от крови листком календаря вошел этот день в анналы истории мировых авиационных шоу. Празднование 60-летнего юбилея 14 гарнизона ВВС Украины на львовском аэродроме обернулось ужасной трагедией. Самолету Су-27 под управлением двух пилотов-асов пилотажной группы «Украинские Соколы», при выходе из глубокого пике, не хватило высоты. Тридцатитонная «сушка» упала на летное поле, прямо на головы находившихся там людей. Во время демонстрационных полетов, на аэродроме присутствовало около 10000 человек.

Международные требования по безопасности проведения показательных выступлений оказались в спешке выброшенными из внимания организаторов. Вопреки нормам, полеты проводились над территорией аэродрома, собравшего многочисленную толпу. Спору нет, эффект от такого подхода красочен как никогда, но это стремление к прекрасному едва ли способно оправдать смерть десятков человек, большинство из которых погибли на месте и скончавшихся позже на больничных койках. Едва ли национальный траур и минута молчания не известно о чем в правительственных кругах успокоит родственников погибших и непосредственных очевидцев трагедии.

(В статье использованы материалы книги «100 великих авиакатастроф» под редакцией И.А. Муромова, Вече, 2003 г.)

 
RuList.info
 



 


 



2007
2006
2005